…
приходится встречаться с возражениями в том
смысле, что «я живу по совести, а вы пытаетесь дурить мне и другим людям голову
своими россказнями, чтобы взять власть над людьми». Голос совести — один из
«внутренних голосов», но только — один из многих. Поэтому человек, живущий по
«внутреннему голосу», в котором он не разграничивает голоса совести и всего
прочего, может сказать и не такое…
Если произвести подмену понятий «внутренний голос =
совесть», то можно очень далеко углубиться в круги земного ада. Пример такого
рода неявного программирования усугубления положения человечества на основе
возведения в ранг совести чего-то ещё, скорее всего не понимая сути того, что
он сказал, дал «юморист»-потешник Михаил Жванецкий: «Совесть в пределах Библии, Библия — в пределах знания». А
поскольку знание и его применение, в свою очередь, — обусловлены
нравственностью (в рассматриваемом контексте так называемой «совестью»), то
М.Жванецкий своим афоризмом охарактеризовал спиральный путь деградации людей
под властью библейской культуры.
Тем не менее в психике личности голос совести отличим от
всех прочих внутренних голосов: совесть — упреждающе по отношению к темпу
течения событий в жизни — обязывает человека что-либо делать либо отказаться от
каких-то определённых его намерений или предлагаемых ему другими действий. При
этом совесть затрагивает проблематику Добра и Зла и её мнение неизменно по
одним и тем же вопросам в сложившихся обстоятельствах. Совесть не ссылается на
представления индивида о пользе и выгоде каких-либо действий для него самого,
его близких и т.п., и это отличает её от внутренних голосов, поскольку совесть
апеллирует непосредственно к Правде-Истине как таковой — как указал
В.И. Даль: совесть — прирождённая
Правда, в различной степени развития.
Совесть действует упреждающе по отношению к течению событий,
и в этом её отличие от стыда: стыдно
становится после того, как человек оказался глух к голосу совести либо проигнорировал
её мнение.
Может быть и иначе совесть в индивиде подавлена, но стыд
ещё жив, и в этом случае после совершения порочных поступков бессовестному индивиду становится стыдно.
Одно из значений слова «стыд», «студ» в Словаре
В.И. Даля определяется так:
«Стыд (…) чувство или внутреннее сознание ПРЕДОСУДИТЕЛЬНОГО
(выделено нами при цитировании), уничижение, самоосужденье, раскаянье и
смиренье, нутреная исповедь перед совестью».
Среди пословиц и народных поговорок, приводимых
В.И. Далем в этой статье, есть и такая:
«Людской стыд (т.е. чужой стыд: наше пояснение при цитировании) — смех, а
свой — смерть».
По сути свой стыд для многих оказывается страшнее смерти,
вследствие чего не вытерпев стыда в жизни, они избирают смерть и кончают собой
в безосновательной надежде уйти от стыда по смерти, даже в тех культурах, где
вероучение обещает нескончаемый ад в качестве воздаяния за самоубийство. Стыд
представляется им более нестерпимым, чем ад.
Подводя итоги, можно свести воедино сказанное выше о совести
и стыде.
Функциональное назначение совести в психике личности — в диалоге
сознания и безсознательных уровней психики упреждающе уведомить индивида, что
те или иные его намерения и проистекающая из них деятельность (в том числе и
соглашательство с определёнными мнениями и деятельностью других людей) —
греховны.
Стыд уведомляет о том же, что и совесть, но уже после свершения
индивидом дурных поступков, т.е. после того, как он проигнорировал
предостережение совести, либо после того, как добился того, чтобы «совесть
спала́» и не мешала ему «жить».
Совесть и стыд это — два средства, которые позволяют индивиду стать
человеком..
Если подавить совесть и стыд, — получается человекообразная
нелюдь, не способная стать человеком до тех пор, пока стыд и совесть не
пробудятся вновь.
|